Николай Николаевич Ге — русский художник-реалист, один из основателей Общества передвижников. Он художник, портретист и мастер религиозной живописи. Его евангелическая техника новаторская и в значительной степени неправильно понимается современниками. У многих его картин непростая судьба — появляется строгая церковная цензура, а их показ годами запрещен. Его неклассический Христос выразителен и иногда даже неузнаваем. После смерти художника судьба некоторых из его самых интересных картин отследить невозможно.

Детство и юность

Николай Ге родился 15 (27) февраля 1831 года в городе Воронеже в семье потомка французского аристократа (Ге), эмигрировавшего в Россию во время Французской революции. В конце 18 века прадед художника поселился в Москве . Однако отец Николая стал помещиком, женился на украинке, а детство Николай провел в имении в украинском Подольском районе.

Николай окончил среднюю школу в Киеве и поступил на факультет по физике и математике Киевского университета, а затем переехал в том же факультете Санкт-Петербургского университета. Он проучился там два года и в 1850 году перешел в Академию художеств, где учился у религиозного, исторического и портретного художника профессора Петра Басина. Это последние годы правления Николая I, когда попрание человеческого достоинства стало нормой во всех сферах жизни в России. Обучение проводится при активном участии императора и его дочери, которая является президентом Академии. Молодые художники учатся в традициях классицизма, ведущие профессора не требовательны, процесс обучения не на должном уровне, студенты остаются практически одни. Они получают базовые знания и привычки, общаясь друг с другом.

Карл Брюлов считает Ге своим истинным учителем , чье творчество высоко ценит, и своим идеалом принимает полотно «Последний день Помпеи». Он никогда не встречается с мастером, но внимательно изучает его картины и прислушивается к его советам, которые слышит от художников, работающих с ним. Он сохранял любовь и уважение к великому живописцу до самой смерти, хотя в своем развитии отошел от своей манеры живописи. Сюжет Николая Хаджи Абрек первой картины «s был выбран под влиянием из лермонтовской поэмы в то же имя и близко к Брюллова — х.

Николай проучился в Академии 7 лет. В 1855 году он получил небольшую золотую медаль за картину «Ахиллес жалуется на Патрокла». Награжден большой золотой медалью за полотно «Ведьма Эндора вызывает дух пророка Самуила к царю Саулу», в создании которого Ге использовал многие приемы Брюлова.

В 1856 году он женился на Анне Забиль из Киева, которая происходила из старинной украинской семьи. После окончания в следующем году он уехал за границу в качестве стипендиата Академии и оставался там с 1857 по 1863 год. Он уезжает с молодой женой, не дожидаясь вручения медали или денег, которых он заслуживает. Они отправились в Швейцарию, Мюнхен и Париж, где посетили посмертную выставку французского исторического художника Поля Делароша. Этот художник оказал большое влияние на содержание и техническое исполнение картин Ге.

Италия

Некоторое время он провел в Италии и до 1869 года работал во Флоренции, где писал зарисовки, портреты и пейзажи. Он подготовил эскизы к своим будущим историческим картинам, которые он должен был предоставить в Академию. Он изучал колорит старых мастеров и одновременно интересовался самыми актуальными проблемами искусства того времени. В Италии он пришел к выводу, что его работа должна идти в новом направлении.

В Риме он познакомился с художником Александром Ивановым и его эффектным полотном «Явление Христа народу», которое не произвело на него особого впечатления. Но позже благодаря этому художнику он обратился к теме последних дней и смерти Христа. В то время он был очарован работами Микеланджело и писал портреты и зарисовки — «Смерть Вирджинии» (1857 г.), «Любовь весталок» (1858 г.) и «Разрушение храма в Иерусалиме» (1858 г.).

Итальянская природа побуждала его писать пейзажи, которые постепенно стали занимать серьезное место в его творчестве. Вызываемые природой чувства отражены в серии этюдов — «Гора Вико», «Бухта Вико недалеко от Неаполя», «Виноградник в Вико», «Мост в Вико». Все они были созданы в 1858 году, когда художник вместе с семьей жил недалеко от Неаполя.

Пейзажи 1860-х годов были написаны еще во Флоренции — «Закат над морем в Ливорно», «Ночной вид от Сан-Теренцо до Леричи», «Ливорно. Морские дали» («Дорога к морю в Антиниано близ Ливорно»). В 1860 году он написал «Смерть Имельды Ламбертацци», но был этим сильно разочарован. Художник впадает в такое состояние, что даже решает отказаться от искусства. Николай был глубоко религиозным с детства, и тогда он обратился к религии и Евангелию, где искал ответы на мучившие его вопросы.

Между 1861 и 1866 он написал «Портрет А. П. Ге с детьми». На нем изображены его жена Анна, их старший сын Николай, стоящий рядом с ней, и младший Петр, сидящий у нее на коленях. Вся картина источает счастье, мир и любовь между матерью и детьми.

Тайная вечеря

По возвращении в Россию он стал одним из основателей Общества передвижных художественных выставок, кратко называвшегося Странниками.

Во второй половине XIX века в живописи сформировались два направления — историческое и религиозное. Николай Ге — представитель исторического направления, и его картины характеризуются точным изображением природы, быта, архитектуры и интерьера того времени.

В 1863 году он написал «Тайную вечерю», первую в серии евангельских рассказов, осенью выставлялся в Петербурге. В нем представлена ​​новая интерпретация традиционных евангельских тем, а автор декларирует новые философские и этические взгляды. Художник не идеализирует образ Христа, а показывает его как реального человека, совершающего подвиг во имя человечества. Главный принцип в полотне — психологизм , которому соответствуют и композиционное, и цветовое решение. Несмотря на явное противоречие академическим канонам, успех полотна был настолько велик, что, пропустив академический, ему было присвоено прямое профессорское звание по исторической и портретной живописи. Картина была приобретена Александром II.

Возвращение в Италию

Обрадовавшись получению своей картины в России, на следующий год он снова уехал в Италию и снова поселился во Флоренции. Он начал работу над этюдами на евангельские темы — «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и многие другие. Хотя он стремился овладеть методами критического реализма, он все же обратился к романтизму.

Его картины 1864 года характеризуются неразрывной связью пейзажа и бытовых мотивов. Фигуры людей становятся более значительными и, кажется, приносят мир и умиротворение. Затем нарисовал пейзаж «Флоренция» и набросал «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, входящего в их дом».

Художник работал над пейзажами до конца своего пребывания в Италии, некоторые из которых впоследствии послужили эскизами для последующих картин. Например, «Дубовый лес в Сан-Теренцо» и «Оливковый лес в Сан-Теренцо» были использованы для полотна «Христос в Гефсиманском саду».

В его картинах и зарисовках того времени прослеживается тенденция развития образа Христа. Если в «Тайной вечере» он изображен обреченным и бездействующим, то во Христе в Гефсиманском саду мы видим гордого и сильного человека.

Помимо пейзажей, Николай Ге пишет много портретов, в основном своих родственников, друзей, жены и детей.

В 1867 году во Флоренции он познакомился с Александром Герценом и написал его портрет, который считается лучшим портретом, когда-либо созданным художником, и одним из лучших для XIX века.

В том же году он написал портрет немецкого физиолога Морица Шиффа, а в следующем году — портрет Йозефа Доманге, воспитателя детей Герцена.

Следующая его картина «Вестник воскресения» написана в стиле романтизма. Он окончил ее в 1867 году и отправил ее на выставку в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но ее отказались принять. Друзья художника выставляли его в Арт-клубе, но и там успеха не было. Критики насмешливо видят в образе Марии Магдалины «сороку или ласточку». Та же участь постигла картину «Христос в Гефсиманском саду» — как в Санкт-Петербурге и на выставке в Мюнхене в 1869 году, куда он послал ее с «Вестником Воскресения».

Санкт-Петербург

После 10 лет в Италии в 1870 году Николай Ге вернулся в Петербург. Пересмотренный город сильно впечатлили художника , который очарован продолжением реформ Петра I . Под влиянием этих чувств он начал писать картину, посвященную императору. Это историческое полотно «Петр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича в Петергофе», написанное в 1871 году. Он выставил ее на первой выставке передвижников, она произвела сильное впечатление на публику и вызвала серьезные споры в прессе. Реальные события в нем переданы с достоверностью ситуации и ситуации и правдивостью персонажей. Знаменитый исторический эпизод в интерпретации Ге представлен как конфликт двух очень близких людей — отца и сына, в котором каждый из них защищает свою правду. Император Александр II Николаевич заказал себе копию с нее.

В 1870 году он стал одним из организаторов и руководителей передвижников. В 1874 году Ге написал новую картину «Екатерина II у гроба Елизаветы», которая оказалась неудачной.

В следующем году он написал «Пушкин в селе Михайловском», картина которого тоже никого не впечатлила. Ее купил писатель Николай Некрасов.

В эти годы Ге оказался среди писателей и ученых и написал многих из них. Среди них портреты историка Николая Костомарова, писателей Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Некрасова, литературного критика Александра Пиппина, художника Валентина Серова, драматурга Алексея Потехина и многих других. Тогда же он сделал бюст русскому писателю и философу Васириону Белинскому.

Украина

В 1875 году Николай Ге навсегда покинул Петербург и поселился в селе Иваново Черниговской губернии Украины, где купил небольшой особняк. Он бросил искусство и занялся сельским хозяйством, сосредоточившись в основном на вопросах, связанных с религией и моралью. В своих записях он пишет, что нельзя торговать искусством, а жить сельским трудом. Но у него все еще не было сил полностью отказаться от живописи и он начал писать портреты соседей и родственников.

Спустя четыре года началась новая картина — «Милосердие. Разве это не Христос?», в которой он изображает Иисуса в образе бедняка. Полотно выставлялось в 1880 году в Петербурге, но безуспешно. Впервые и в последний раз он экспонировался на Восьмой выставке передвижников. Остались только фотографии, опубликованные в альбоме Ге за 1903 год. На нем изображена девушка, которая дает воду бедному человеку и задается вопросом, не Христос ли это. Снимку позируют сын и невестка Николая Ге. Судьба картины снова заставила художника на время перестать писать.

Через десять лет после его создания он использовал его, чтобы нарисовать на нем новую картину — «Что есть истина» («Христос и Пилат»), которая стала его самой неоднозначной работой. В его основе лежит сюжет из 18 главы Евангелия от Иоанна, о чем свидетельствует подпись автора. На нем изображен момент, когда Христос говорит, что он пришел в этот мир проповедовать истину, а Пилат небрежно отвечает: «Что есть истина?» Он показывает картину на выставке передвижников в 1890 году , где получил одобрение композиционного и цветового решения, но образ Христа подвергся большой критике. Однако, по настоянию Льва Толстого, Третьякова он покупает ее для своей галереи, но она не сразу попадает на выставку. Его показали за рубежом, где он пользуется успехом, особенно в Гамбурге , Берлине и Ганновере. В США он выставляется в Балтиморе и Бостоне, но публика остается к нему равнодушна.

В 1882 году Ге познакомился со Львом Толстым и полностью попал под его влияние. Они часто пишут друг другу и делятся своими планами. Художник постоянно советуется с писателем и полностью следует его рекомендациям. Даже под его влиянием через год он стал вегетарианцем. Он старается как можно меньше использовать слуг и делать все, что в его силах. Он также выбрал для себя профессию «печник», сделав серию печей по всему уезду. Позже, в 1884 году, он написал прекрасный портрет Толстого.

Ученики

Несмотря на резкую критику, у Ге также есть много приверженцев и последователей его художественной и жизненной философии. В основном это выпускники Киевского художественного училища, где он иногда читает лекции, разговаривает со студентами и обсуждает их работы. Сама атмосфера в студии, возможность понаблюдать за работой мастера и долгие разговоры об искусстве стали своеобразной школой для молодежи. Среди его любимых учеников — Николай Мурашко, С. Костенко, Виктор Замираило, Александр Куренной, Григорий Бурданов, Степан Яремич, Лев Ковальский, Григорий Дядченко, И. Пархоменко и другие.

После смерти жены многие ученики отправились в его особняк и помогали ему как по работе, так и по хозяйству. Даже Степан Яремич позировал ему, привязанный веревкой к импровизированной струпе, для его последней и самой трагичной картины «Распятие», ставшей своего рода реквиемом по мастеру.

Священный цикл

В этот период Николай Ге обратился к обществу с утопическими проповедями, призывая к духовному протесту против зла и провозгласив величие жертвы во имя идей. Последние 15 лет своей жизни он посвятил исключительно библейским темам, подчеркивая вечную борьбу Добра и Зла. Он никогда не бывает доволен своей работой и часто создает несколько вариантов одной и той же картины, которую не всегда заканчивает. Тема личности и учения Христа постоянно занимала художника, и он начал писать серию «Священный цикл», состоящую из 10 работ. Помимо «Что есть истина» в него вошли картины «Оставляя Тайную вечерю» (1889), «Совесть. Иуда» (1891 г.), «Пула» (1891), «Суд синедриона» (1892) и, наконец, в 1894 году — «Распятие», последняя из нескольких версий.

«Распятие» — его последняя картина, которая поражает исходящей от нее безнадежностью, безжалостностью, жестокостью наказания и физическими мучениями Христа. 17 января 1894 года Ге завершил последнюю версию картины, которая была утеряна. Только осенью 1903 года сыну Ге удалось представить одну из версий выставки в Женеве , где она имела большой успех. В настоящее время оригинал находится в музее Д’Орсе в Париже.

«Суд синедриона» — картина, запрещенная к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем . На нем внучка художника позирует фигуре мальчика.

Цикл характеризуется глубокой драматичностью и представляет собой историю правды и добра, физических страданий и личных жертв человечества на пути к нравственному совершенству. Игнорируя нормы и условности, художник добивается впечатляющих результатов в изображении человеческих страданий, изображая их с необычайной силой и достоверностью. В этих картинах он предстает как предвестник экспрессионизма.

Последние годы

Последние картины Ге снова вызвали споры, и споры разгорелись во многих газетах. «Что есть истина», «Суд синедриона» и «Распятие» были запрещены и сняты с выставки. Первую привезла в Европу и США фанат художника, но впечатления нет. Та же участь постигла и вторую картину. «Распятие» сняли с выставки Странников и выставили в Лондоне, где тоже не увенчались успехом. Однако Ге доволен тем впечатлением, которое производят его картины, когда он оказывается в них.

Одновременно он писал портреты микробиолога Павла Костичева, писательница Елена Лихачова, Наталья Петрункевич, создавал собственный автопортрет и лепил бюсты Толстого и еще одного Белинского. В 1891 году умерла его жена Анна, с которой он был вместе 35 лет.

Одна из самых глубоких по форме и новаторских по форме — картина «Голгофа», начатая в 1892 году. То, как он противопоставляет персонажей, часто используемых художником, находит здесь яркое и лаконичное выражение — мощно протянутую руку, знаменующую начало наказания, и Христос, молчаливо ожидающий долгой и мучительной смерти во имя искупления человечества. Картина остается незавершенной, и зрители увидят ее только после смерти художника.

Николай Ге скончался 1 июня 1894 года в своем имении в возрасте 63 лет. Он оставил после себя огромное количество писем и заметок, в которых объяснил свое отношение к искусству. Некоторые из них были опубликованы в различных газетах отдельными статьями. Похоронен в селе Ивановско, ныне Шевченко.

Память

В 1927 году Всеукраинский исторический музей, ныне Национальный художественный музей Украины, купил у одного из сыновей Ге 32 картины мастера.

В 2011 году 56 картин художника, приобретенных из частной коллекции в Женеве и подаренных Третьяковской галерее, были возвращены в Россию. В том же году в той же галерее открылась выставка картин Николая Ге, приуроченная к 180-летию со дня его рождения. Представлено более 200 полотен.

от gor