Константин Алексеевич Калинин — советский летчик, инженер и авиаконструктор, живший и творивший в начале ХХ века, создававший гражданские и военные самолеты, автор уникальных для своего времени разработок в авиастроении.

Биография

Константин Калинин родился 5 февраля 1877 г. (24 января) в Варшаве, которая тогда находилась в составе Российской Империи. Его отец, Алексей Кирилович, был офицером (смотритель, позже титульный советник), но происходил из семьи крепостных. Его мать, Мария фон Браун, была бедной польской дворянкой. Константин — четвертый ребенок в семье. После внезапной смерти отца в 1890 году семья переехала в город Андреев, где в 1904 году Калинин начал работать токарем на металлургическом заводе в городе.

В 1905 году он стал членом Польской партии социалистов. Он был арестован, но через полгода освобожден под залог благодаря своему брату Владимиру, который работает в Министерстве юстиции. По его совету он пошел добровольцем в 184-й Варшавский пехотный полк, где ждал приговора. Ее приговорили к четырем месяцам тюремного заключения, но приговорили к шести месяцам тюремного заключения без обвинительного приговора и условно освободили. Этот документ впоследствии оказался для него роковым.

В 1909 году Калинин поступил в Одесское юнкерское училище, которое окончил в 1912 году и выбрал службу на Дальнем Востоке, где был назначен лейтенантом 3-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Одновременно за выдающиеся заслуги в военной школе он получил награду, учрежденную им. Фельдмаршала Милютина.

В 1915 году третий сибирская стрелковая артиллерийская бригада воевала на Восточном фронте в Первой мировой войне. За короткое время Константин Калинин получил звание лейтенанта и был награжден орденами Святой Анны IV степени и Святого Станислава с мечами и лентой. По его просьбе в 1916 году его направили в военное авиационное училище, которое он окончил в том же году, и зачислили «военным летчиком» в 26-й авиационный отряд, где он воевал до конца войны. В 1917 году он разбомбил и разрушил мост через реку Быстрица, за что был награжден орденом Св. Анна III степени с мечами и лентой.

В 1917 г. К.А. Калинин стал членом Партии социалистов-революционеров. Во время гражданской войны Калинин служил сначала у большевиков, затем в войсках Украинской Народной Республики, но в 1919 году окончательно решил примкнуть к большевикам, предсказуемо составив новую автобиографию, в которой изменились год и место рождения, происхождение. В начале 1920-х был уволен в заповедник. Его назначили инспектором по авиационной технике и отправили учиться в Московский авиационный техникум. Однако вскоре техникум преобразовали в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, а Калинин не может продолжить образование, так как находится в черном списке тех, кому нельзя учиться в вузе. В феврале 1923 года он был принят студентом прямо на 4-й курс Киевского политехнического университета в тогда еще относительно независимой Украине и почти одновременно начал работать на Киевском авиационном заводе начальником конструкторского бюро. Он окончил его в 1925 году, и в этом же году был готов его первый самолет — К-1. Это волчок с эллиптическим крылом.

В начале 1926 года Калинин переехал с семьей в город Харьков (тогда столицу СССР) и начал работать на Харьковском авиационном заводе, где провел большую часть своей карьеры авиаконструктором. В 1929 году появился К-5, ставший самым популярным в то время в СССР гражданским самолетом, использовавшимся в качестве транспортного самолета во время Великой Отечественной войны. К 1934 году появился ряд других самолетов конструкции Калинина, в том числе К-7, самый большой в мире наземный самолет на сегодняшний день, и К-12 (БК-2), легкий бомбардировщик, спроектированный по схеме «летающее крыло». В 1934 г. К.А. Калинин был переведен на работу в г. Воронеж, в специально созданный для строительства гиганта К-7 авиазавод №18. Но в результате интриг в советском руководстве (и в основном со стороны Туполева) К-7 в производство не пошел, а завод № 18 начал производство АНТ-25 и ДБ-2 Туполева.

31 мая 1938 года Константин Калинин был арестован НКВД по обвинению в шпионаже и саботаже. Одним из доказательств против него является документ о достоверности, обнаруженный НКВД, выданный после его старого приговора. Его семье сообщили, что он был приговорен к 10 годам заключения в лагере без права посещения, а позже им сообщили, что он умер 27 апреля 1940 года. Фактически, 22 октября 1938 года на судебном заседании, которое длилось около 10 минут. Его приговорили к смертной казни за антисоветскую деятельность и шпионаж, и приговор «немедленно привели в исполнение».

от gor